You have Javascript Disabled! For full functionality of this site it is necessary to enable JavaScript, please enable your Javascript!

▷ Derecho-Right-Droit-Recht-Прав-Õigus-Δίκαιο-Diritto-Tiesību-حق-Dritt-Prawo-Direito-Juridik-Právo-权 ⭐⭐⭐⭐⭐

Legis

GE.17-04856 (R) 180417 190417

Совет по правам человека
Тридцать пятая сессия
6–23 июня 2017 года
Пункты 2 и 3 повестки дня
Ежегодный доклад Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека и доклады Управления Верховного комиссара и Генерального секретаря
Поощрение и защита всех прав человека, гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, включая право на развитие
Обсуждение в рамках дискуссионной группы вопроса об осуществлении Декларации Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека: оптимальные виды практики и трудности
Краткий доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека
Резюме
Настоящий доклад представляется в соответствии с резолюцией 31/21 Совета по правам человека. В нем содержится краткое изложение обсуждения в рамках дискуссионной группы высокого уровня по теме «Осуществление Де-кларации Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека: оптимальные виды практики и трудности», которое со-стоялось 14 сентября 2016 года в ходе тридцать третьей сессии Совета. В нем кратко описаны выводы, сделанные по результатам обсуждения в рамках дис-куссионной группы, в отношении содействия распространению образования и подготовки в области прав человека в свете Декларации.
Организация Объединенных Наций
A/HRC/35/6
Генеральная Ассамблея
Distr.: General
27 March 2017
Russian
Original: English
A/HRC/35/6
2 GE.17-04856
I. Введение
1. В своей резолюции 66/137 от 19 декабря 2011 года Генеральная Ассам-блея приняла Декларацию Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека, подчеркнув важнейший вклад образования и подготовки по правам человека в осуществление всех прав человека.
2. В соответствии со своей резолюцией 31/21 Совет по правам человека со-звал 14 сентября 2016 года на своей тридцать третьей сессии обсуждение в рамках дискуссионной группы высокого уровня с целью отметить пятую го-довщину принятия Декларации, посвященное теме «Осуществление Деклара-ции Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека: оптимальные виды практики и трудности»1.
3. Руководил обсуждением в рамках дискуссионной группы Председатель Совета по правам человека Чои Кенг-Лим, а модератором обсуждения являлась доцент кафедры международного права университета «Рома Тре» и заведующая кафедрой международного права по защите культурного наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) Кристиана Карлетти. Открыла обсуждение заместитель Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека Кейт Гилмор, а с ос-новным докладом выступил директор Отдела ЮНЕСКО по поддержке и коор-динации программы «Образование-2030» Джордан Найду. В состав дискусси-онной группы входили министр образования Коста-Рики и Председатель Наци-ональной системы аккредитации высших учебных заведений Соня Марта Мора Эскаланте; секретарь по вопросам прав человека Министерства юстиции Бра-зилии Флавия Пиовесан; Председатель Национального совета по правам чело-века Марокко Дрисс эль-Язами; а также Херман Депарис-Окомба, Исполни-тельный директор монреальского Центра по предупреждению радикализации, веущей к насилию (Канада).
4. Перед выступлением участников дискуссионной группы был показан фрагмент документального фильма под названием На пути к достоинству: си-ла образования в области прав человека. В ходе дальнейшего обсуждения с за-явлениями выступили представители 23 государств и Европейского союза, од-ной международной организации, двух правозащитных учреждений и четырех неправительственных организаций (НПО).
II. Резюме вступительного заявления и основного доклада
A. Вступительное заявление
5. В своем вступительном заявлении заместитель Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека напомнила о том, что в соответствии с Декларацией Организации Объединенных Наций об образова-нии и подготовке в области прав человека образованию и подготовке по правам человека отводится одно из ключевых мест в рамках глобальных усилий по осуществлению всех прав человека в интересах всех людей. Она заявила, что принятие Декларации является частью нормотворческого процесса, начавшего-ся с принятия Всеобщей декларации прав человека, в соответствии с которой каждый человек и каждый орган общества должен стремиться путем просвеще-ния и образования содействовать уважению прав человека. Она осветила ряд смежных вопросов.
1 См. http://webtv.un.org/meetings-events/human-rights-council/regular-sessions/ 33rd-session/watch/panel-discussion-on-human-rights-education-and-training- 6th-meeting-33rd-regular-session-human-rights-council-/5126507934001.
A/HRC/35/6
GE.17-04856 3
6. Нынешние мировые кризисные ситуации и хронические проблемы в об-ласти прав человека могут быть надежно преодолены лишь в том случае, если основные ценности и выбор решений руководства и электората будут основаны на общем понимании того, что каждый человек в равной степени имеет право на достоинство, уважение и справедливость. Распространение этих основных и универсальных ценностей является задачей просвещения в области прав чело-века, которое способствует разработке более широких правозащитных страте-гий, направленных на решение нынешних глобальных проблем.
7. Образование в области прав человека требует контекстуализации с целью учета конкретных реалий и проблем в области прав человека, с которыми стал-киваются обучаемые. Заместитель Верховного комиссара особо остановилась на опыте индийской девочки Премалаты, о которой рассказывается в докумен-тальном фильме На пути к достоинству: сила образования в области прав че-ловека, чтобы подчеркнуть роль образования в области прав человека для трансформации людей из жертв нарушений прав человека в правозащитников. Она заявила, что образование в области прав человека должно позволять обуча-емым, как оно позволило Премалате, развивать критическое мышление и по-вышать осознание ими наличия всеохватных решений. Поэтому оно должно вызывать интерес у обучаемых и быть актуальным для их жизненного опыта.
8. Сотрудничество всех заинтересованных сторон на местном, националь-ном, региональном и международном уровнях имеет важнейшее значение для содействия распространению образования в области прав человека. Замести-тель Верховного комиссара осветила предусмотренные нормами международ-ного права прав человека обязательства государств обеспечивать образование и подготовку в области прав человека и оказывать помощь в их организации, а также важную роль, которую играют другие национальные субъекты, включая национальные правозащитные учреждения и организации гражданского обще-ства. Кроме того, она подчеркнула важное значение многосторонних инициатив и необходимость в оказании поддержки национальным усилиям со стороны международных правозащитных механизмов и в международном сотрудниче-стве в целом.
9. Усовершенствование международной системы отчетности и мониторинга в области образования по вопросам прав человека может способствовать наци-ональной деятельности в этой сфере за счет распространения эффективной практики и рекомендаций экспертов. В этой связи заместитель Верховного ко-миссара привлекла внимание к инициативам Организации Объединенных Наций, направленным на поощрение деятельности на национальном уровне, таким как Десятилетие образования в области прав человека и Всемирная про-грамма образования в области прав человека. Она подчеркнула также, что обра-зование в области прав человека было включено в Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года в качестве конкретной задачи в рамках Цели 4, касающейся качественного образования. Она призвала все госу-дарства осуществлять эти инициативы на национальном уровне и выразила признательность странам, которые уже реализуют программы просвещения по вопросам прав человека.
10. Образование в области прав человека способствует формированию еди-ной человеческой общности при всех индивидуальных различиях. Заместитель Верховного комиссара отметила, что образование в области прав человека име-ет ключевое значение для обеспечения социальной сплоченности, поощрения всеохватности и участия и, в конечном счете, для предупреждения насилия и конфликтов. В заключение она подчеркнула, что образование в области прав человека представляет собой инвестиции в будущее, о чем нельзя забывать.
A/HRC/35/6
4 GE.17-04856
B. Основной доклад
11. Директор Отдела ЮНЕСКО по поддержке и координации программы «Образование-2030» выступил с основным докладом от имени Генерального директора ЮНЕСКО. Он осветил важнейшую роль образования в деятельности по достижению всех Целей в области устойчивого развития и отметил особое внимание, которое в рамках задачи 4.7 уделяется взаимосвязи между образова-нием и правами человека. Он подчеркнул необходимость в том, чтобы образо-вание в области прав человека повышало способность людей лучше понимать и отстаивать свои права, а также предупреждать нарушения прав человека, наси-лие и конфликты.
12. Директор осветил предпринимаемые ЮНЕСКО усилия по разработке и мониторингу соблюдения норм и стандартов, направленных на содействие осу-ществлению права на образование на национальном уровне за счет создания со-ответствующего потенциала и сбора примеров эффективной практики, особенно в сфере образования в области прав человека и в деле предупреждения прояв-лений воинствующего экстремизма посредством просвещения. В Конвенции ЮНЕСКО 1960 года о борьбе с дискриминацией в области образования изло-жены основные компоненты права на образование, а Рекомендация ЮНЕСКО 1974 года о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитании в духе уважения прав человека и основ-ных свобод предусматривает регулярный сбор информации о национальных успехах в области образования по вопросам прав человека. Он также упомянул усилия по поощрению образования в области прав человека в рамках програм-мы «Воспитание в духе глобальной гражданственности» в поддержку Глобаль-ной инициативы «Образование прежде всего» и с недавних пор в качестве неотъемлемой части Цели 4 в области устойчивого развития. Директор вновь подтвердил приверженность ЮНЕСКО сотрудничеству с Управлением Верхов-ного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ) и государствами с целью дальнейшей работы по повестке дня, каса-ющейся просвещения по вопросам прав человека.
III. Выступления участников дискуссионной группы
13. Перед выступлением участников дискуссионной группы был показан фрагмент документального фильма под названием На пути к достоинству: си-ла образования в области прав человека2. В этом фрагменте показана история Премалаты, сельской девушки из штата Тамилнад на юге Индии, которая под-вергается дискриминации не только по признаку принадлежности к низшей ка-сте, но и по признаку пола. Благодаря программе просвещения по вопросам прав человека, которое ведется в ее школе, Премалата обретает уверенность и начинает относиться к себе уже не как к жертве, а как к правозащитнику. Моде-ратор отметила три основные идеи этой истории: a) просвещение по вопросам прав человека начинается с повседневной жизни учащихся за счет вовлечения их в процесс критического анализа возникающих у них проблем в области прав человека; b) просвещение по вопросам прав человека представляет собой про-цесс расширения прав и возможностей, который позволяет учащимся получить инструментарий, знания и навыки, необходимые для решения ими своих про-блем в области прав человека; c) просвещение по вопросам прав человека при-
2 В этом фильме содержатся еще два фрагмента, в которых показано влияние подготовки по вопросам прав человека на сотрудников правоохранительных органов в Австралии, и на женщин, ставших жертвами насилия, в Турции. Документальный фильм На пути к достоинству: сила образования в области прав человека, в совместном производстве которого участвовали Ассоциация по обучению в области прав человека, Международная организация «Сока Гаккай» и УВКПЧ, размещен на английском, арабском, испанском, китайском, русском, французском и японском языках по адресу www.path-to-dignity.org/.
A/HRC/35/6
GE.17-04856 5
водит к принятию мер сообразно с основными правозащитными принципами для дальнейшего поощрения и защиты прав человека. По мнению модератора, программа просвещения по вопросам прав человека в школе Премалаты пред-ставляет собой эффективную практику взаимодействия между гражданским обществом, которое руководит этой программой, и государственными органами, которые позволяют осуществлять эту программу в государственных школах.
14. Представляя министра образования Коста-Рики, модератор отметила, что Коста-Рика, являлась активным поборником распространения образования в области прав человека на международном уровне, содействуя проведению Де-сятилетия образования в области прав человека (1995–2004 годы) и претворе-нию в жизнь Всемирной программы образования в области прав человека (с 2005 года). На вопрос о том, что побудило страну продвигать эти инициативы и каким полученным опытом можно было бы поделиться с другими странами, министр ответила, что ведущая роль Коста-Рики в области образования по во-просам прав человека уходит корнями в ее национальную традицию поддержа-ния мира за счет уважения прав человека. Стремясь положить конец вымыш-ленному представлению о Коста-Рике как об однородном государстве, страна хотела добиться, чтобы ее воспринимали как многоэтническое и отличающееся многообразием государство, поощряющее и соблюдающее принцип недискри-минации. Она заявила, что этот процесс тесно связан с программами просвеще-ния по вопросам прав человека, которые осуществляются как на национальном, так и на международном уровне.
15. В Коста-Рике сеть в сфере образования по вопросам прав человека, со-стоящая из должностных лиц государства и представителей Управления защит-ника граждан (Управление омбудсмена), научных учреждений и организаций гражданского общества, в настоящее время находится в процессе разработки национальной политики просвещения по вопросам прав человека, и этот про-цесс стимулировал в стране дискуссии, посвященные эффективным стратегиям и методологиям. Концепция «Образование в интересах новой гражданственно-сти», в рамках которой гражданственность увязывается, среди прочего, с устойчивым развитием, правами человека, равенством и социальной справед-ливостью, лежит в основе всей работы Министерства образования. В фокусе текущих направлений работы находится борьба с дискриминацией в отношении лиц африканского происхождения и по признаку сексуальной ориентации или гендерной идентичности. Принятая в 2015 году Декларация о признании Мини-стерства образования местом работы, где отсутствует дискриминация по при-знаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности, служит руковод-ством для проведения реформ в сфере образования. В заключение своего вы-ступления министр призвала провести в Совете по правам человека живую дис-куссию, посвященную эффективным стратегиям поощрения образования и под-готовки в области прав человека.
16. Касаясь влияния Национального плана по вопросам образования в обла-сти прав человека 2003 года, который был разработан комитетом, в состав кото-рого входили представители различных национальных правительственных учреждений и заинтересованных неправительственных организаций, Секретарь по вопросам прав человека Министерства юстиции Бразилии заявила, что право на образование в области прав человека является самостоятельным правом, ко-торое закреплено во Всеобщей декларации прав человека (статья 26), Между-народном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 13) и других международных договорах по правам человека. Она заявила, что в Де-кларации об образовании и подготовке в области прав человека содержится уточненная формулировка этого права и его следствий. Она добавила, что обра-зование в области прав человека играет важную роль в осуществлении Повест-ки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года не только как одна из составляющих Цели 4, но и как одно из необходимых условий для до-стижения всех остальных целей.
A/HRC/35/6
6 GE.17-04856
17. Секретарь по вопросам прав человека подчеркнула важное значение пра-ва на образование в его четырех измерениях для действенной реализации всех других прав человека, а именно: а) наличия образовательных программ надле-жащего качества; b) полной доступности этих программ и образовательных учреждений; c) приемлемости и соответствия этих образовательных программ культурным традициям; и d) адаптируемости к социальным изменениям и тре-бованиям, обусловленным культурным и социальным разнообразием. Прави-тельство Бразилии опирается на эти нормы и принципы в своей национальной политике просвещения по вопросам прав человека. Национальный план по во-просам образования в области прав человека 2003 года был заточен на пять те-матических направлений: базовое образование, высшее образование, нефор-мальное образование, образование для сотрудников судебных и правоохрани-тельных органов и образование и средства массовой информации. Правитель-ство реализовывало программы и проекты по всем пяти направлениям и на ос-нове опыта, полученного в ходе осуществления этих программ, подготовило в 2012 году Национальные руководящие принципы просвещения по вопросам прав человека.
18. Секретарь по вопросам прав человека отметила другие смежные проекты, включая Национальную премию в области образования по правам человека, присуждаемую учреждениям, которые проводят образовательные мероприятия, направленные на развитие правозащитной культуры; кинофестиваль «Права че-ловека», ежегодный кинофестиваль, который посвящен проблемам прав челове-ка и который проводится почти в 1 000 культурных центрах всех 27 штатов; а также заключенный с университетами Национальный пакт по содействию уважению многообразия и культуры мира и прав человека, который направлен на содействие распространению темы прав человека в качестве учебной дисци-плины и области исследований, за счет повышения осведомленности по этим вопросам среди специалистов и студентов и распространения передовой прак-тики по поощрению и защите прав человека. В заключение своего выступления Секретарь по вопросам прав человека подчеркнула необходимость восприни-мать образование в области прав человека в качестве самостоятельного права человека и признать и реализовывать это право, видя в нем средство расшире-ния прав и возможностей и вдохновляющую идею для социальных преобразо-ваний. Она отождествила образование в области прав человека с противоядием от культуры нарушений прав человека и насилия над человеческой личностью.
19. Рассуждая о роли национальных правозащитных учреждений в деле мо-билизации соответствующих государственных и частных субъектов для осу-ществления просветительской деятельности по правам человека и потенциаль-ной координации соответствующих инициатив, Председатель Национального совета по правам человека Марокко отметил важное значение образования и подготовки для обеспечения гарантий уважения прав человека и основных сво-бод. Он отметил, что если население страны будет состоять из образованных граждан, которые знают свои права, то это станет шагом на пути к демократии. Что касается того, как национальные правозащитные учреждения могли бы обеспечить просвещение по вопросам прав человека и, в частности, какую роль Национальный совет по правам человека играет в области образования по пра-вам человека в его стране, то он отметил, что Совет играет роль катализатора, принимая участие во многих мероприятиях, направленных на просвещение де-тей и молодежи по вопросам прав человека, например с помощью разработки материалов, создания клубов гражданственности и формирования соответству-ющих сетей. В настоящее время Совет проводит оценку влияния этих усилий с целью распространения их охвата на более широкие слои общества. Он также рассчитывает на использование Интернета для распространения учебных про-грамм по правам человека для молодежи, особенно с целью борьбы с радикали-зацией молодежи и предупреждения воинствующего экстремизма.
20. Председатель также осветил работу Национального института по вопро-сам образования в области прав человека, которая направлена на обеспечение широкого использования инициатив и механизмов просвещения по вопросам
A/HRC/35/6
GE.17-04856 7
прав человека в масштабах всей страны. Национальный совет по правам чело-века провел обследование домашних хозяйств с целью выявить представления и знания населения о правах человека, с тем чтобы обеспечить более глубокое понимание марокканскими гражданами культуры прав человека и способство-вать разработке более содержательных учебных программ по правам человека. Результаты этого обследования будут проанализированы с целью выявления приоритетных направлений деятельности при выработке национальной страте-гии поощрения и повышения качества образования в области прав человека.
21. В Плане действий Генерального секретаря по предупреждению воин-ствующего экстремизма (A/70/674) образование и подготовка в области прав человека определены как стратегия предупреждения и искоренения воинству-ющего экстремизма. Что касается опыта его организации в борьбе с этим явле-нием, то Исполнительный директор монреальского Центра по предупреждению радикализации, ведущей к насилию (Канада), пояснил, что Центр ведет работу с радикализованными лицами и их семьями. В ходе этой работы было установ-лено, что отсутствие образования в области прав человека является одним из главных факторов, ведущих к радикализации. Он подчеркнул, что в рамках борьбы с экстремизмом необходимо охватывать все формы экстремизма и ис-пользовать многодисциплинарный подход, позволяющий устранять основные причины экстремизма, такие как отсутствие сопереживания и неспособность мыслить критически.
22. Исполнительный директор подчеркнул, что образование в области прав человека и терпимость являются наилучшим противояием от радикализации и воинствующего экстремизма. Он отметил усилия Центра по развитию критиче-ского мышления и реинтеграции лиц, которые все больше отторгают обще-ственный уклад, и подчеркнул, что любые стратегии будут малоэффективными, если они не будут включать в себя полновесный правозащитный компонент. Он особо отметил необходимость мотивировать молодежь к тому, чтобы она участвовала в демократических процессах; повысить уровень осведомленности молодежи о правах человека, гражданских свободах и проблемах дискримина-ции; формировать представления и модели поведения, которые были бы осно-ваны на принципах открытости и уважения многообразия; а также содейство-вать принятию мер по борьбе с дискриминационной практикой.
IV. Резюме обсуждения
23. В ходе дальнейшего обсуждения с заявлениями выступили представители Австралии, Аргентины, Боливии (Многонационального Государства), Ботсваны, Вьетнама, Греции, Доминиканской Республики (от имени Сообщества госу-дарств Латинской Америки и Карибского бассейна), Индонезии, Катара, Конго, Кыргызстана, Марокко (от имени Международной организации франкоязычных стран), Пакистана (от имени Организации исламского сотрудничества), Параг-вая, Польши, Российской Федерации, Саудовской Аравии (от имени Совета со-трудничества стран Залива), Словении, Таиланда, Тимора-Лешти (от имени Сообщества португалоязычных стран), Швейцарии, Эквадора и Южной Африки (от имени Группы африканских государств), а также Европейского союза.
24. Свой вклад в обсуждение внесли представители Совета Европы и двух правозащитных учреждений, Глобального альянса национальных правозащит-ных учреждений и Датского института по вопросам прав человека.
25. С заявлениями также выступили представители следующих НПО: Американской ассоциации юристов (от имени восьми НПО), Международной организации в поддержку права на образование и свободы образования (от имени Рабочей группы НПО по просвещению и обучению в области прав человека), Норвежского совета по делам беженцев и Международной организа-ции «Сока Гаккай» (от имени Глобальной коалиции за просвещение в области прав человека «ОПЧ2020»).
A/HRC/35/6
8 GE.17-04856
A. Общие замечания
26. Несколько делегатов подчеркнули, что образование в области прав чело-века является необходимым условием для реализации всех прав человека. Пра-ва человека воплощают в себе комплекс ценностей, которые гарантируют ува-жение достоинства и равенство всех людей, и могут быть реализованы и защи-щены лишь в том случае, если все люди знают их. В этой связи делегаты отме-тили важное значение положения Декларации Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека, в котором указа-но, что «каждый человек имеет право знать, запрашивать и получать информа-цию обо всех правах человека и основных свободах и... доступ к образованию и подготовке в области прав человека» (статья 1). Они отметили, что Декларация играет крайне важную роль в привлечении внимания к праву на образование в области прав человека, и с удовлетворением констатировали, что обсуждение в рамках дискуссионной группы является прекрасной возможностью вновь под-твердить это право, а также основополагающую роль образования в области прав человека в поощрении, защите и эффективном осуществлении всех прав человека.
27. Образование в области прав человека − это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни и охватывающий людей всех возрастов и все слои об-щества на всех уровнях. Он позволяет обучаемым получить необходимые зна-ния и навыки для поощрения, защиты и использования прав человека в своей повседневной жизни. Ряд делегатов подчеркнули необходимость в эффективной методологии, основанной на интерактивном общении, ориентированной на по-требности обучаемых и конкретные действия и учитывающей различные куль-турные контексты. Некоторые делегаты привлекли внимание к тому положению Декларации, в котором указано, что образование и подготовка в области прав человека охватывают образование по правам человека, через посредство прав человека и во имя прав человека, включая учение и преподавание такими мето-дами, при которых уважаются права как преподавателей, так и обучаемых (пункт 2 статьи 2). Кроме того, в Декларации содержится призыв к государ-ствам создавать безопасные и благоприятные условия, в которых будет обеспе-чена полная защита прав человека и основных свобод всех, в том числе тех, кто вовлечен в этот процесс (пункт 2 статьи 7). Другие делегаты подчеркнули важ-ное значение аналитики, включая разработку соответствующих показателей, для оценки отдачи программ просвещения по вопросам прав человека и повы-шения уровня подотчетности и эффективности.
B. Роль образования в области прав человека в решении текущих глобальных проблем
28. Многие делегаты отметили роль образования в области прав человека в решении глобальных проблем, включая дискриминацию, воинствующий экс-тремизм и конфликты. Недавние события, такие как потоки мигрантов и бежен-цев, пролили свет на ценность и актуальность Декларации и на то, что образо-вание в области прав человека может служить комплексным решением для мно-гих проблем в области прав человека, с которыми сталкивается сегодня челове-чество. В частности, ряд делегатов отметили роль образования в области прав человека в деле защиты групп населения, находящихся в уязвимом положении, в том числе мигрантов и беженцев, и подчеркнули необходимость предоставле-ния доступа к образованию в области прав человека тем, кто подвергается наибольшему риску, включая мигрантов, беженцев и особенно детей и молоде-жи, пострадавших в результате конфликтов и стихийных бедствий. Например, в ответ на беспрецедентное перемещение полмиллиона мигрантов и беженцев через Словению в 2015 году около 40 000 детей в Словении прошли курс обу-чения по правам детей-беженцев.
A/HRC/35/6
GE.17-04856 9
29. Ряд делегатов отметили вклад образования в области прав человека в дея-тельность по предупреждению радикализации и воинствующего экстремизма. Образование в области прав человека позволяет людям получить знания не только о договорах по правам человека и их содержании, но и о том, как поощ-рять, защищать и использовать права человека в их жизни и в их отношениях с другими людьми. Из этого следует, что люди, которые понимают, ценят и ува-жают права человека, с большей вероятностью смогут найти мирные решения для текущего или потенциального конфликта. В этом отношении образование в области прав человека способствует обеспечению терпимости, социальной ин-теграции, участию в жизни общества и взаимопониманию и, следовательно, по-вышает осознание многообразия человеческих обществ. Кроме того, образова-ние в области прав человека помогает формировать культуру прав человека и более открытых, толерантных и миролюбивых обществ и тем самым в конеч-ном итоге способствует обеспечению глобального мира и безопасности.
30. Некоторые делегаты обратили внимание на конкретные национальные и региональные инициативы по увязыванию образования в области прав человека с деятельностью по предупреждению воинствующего экстремизма. Например, Швейцария приняла План внешнеполитических действий по предупреждению воинствующего экстремизма, который основан на рекомендациях, содержащих-ся в Плане действий Генерального секретаря по предупреждению воинствую-щего экстремизма, и предусматривает основные направления деятельности по просвещению и подготовке в области прав человека. Европейский союз вклю-чил просвещение по вопросам прав человека в свой План действий в области прав человека и демократии (на 2015–2019 годы) с целью обеспечить примене-ние комплексного правозащитного подхода к урегулированию конфликтов и кризисов. Он готов оказать помощь в распространении этого подхода за преде-лами Европейского союза.
31. Несколько делегатов отметили, что подготовка по вопросам прав челове-ка для работников средств массовой информации и журналистов играет важную роль в решении проблемы радикализации. Работники СМИ могут вносить свой вклад в оказание положительного влияния на молодежь, которая подвержена риску радикализации, особенно с учетом того, что Интернет и цифровые техно-логии часто используются для радикализации молодежи. Необходимо не только обучать молодежь принципам, присущим правам человека, но ей также надле-жит наращивать свою способность распознавать манипулирование. Важную роль в просвещении молодежи и в соответствующей подготовке работников СМИ может играть частный сектор.
C. Роль образования в области прав человека в достижении устойчивого развития
32. Многие делегаты назвали Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года позитивным шагом в деле поощрения и защиты всех прав человека, поскольку в ней признается каталитическая роль, которую обра-зование в области прав человека играет в деятельности по достижению всех це-лей в области устойчивого развития. Задача 4.7, в частности, направлена на обеспечение возможностей получения образования на принципах инклюзивно-сти и равноправия и поощрение обучения на протяжении всей жизни для всех и выдвигает на первый план необходимость обеспечить, чтобы все учащиеся приобрели знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому разви-тию. Принятие Повестки дня на период до 2030 года, и в частности задачи 4.7, придаст дополнительный импульс реализации Всемирной программы образо-вания в области прав человека.
33. Некоторые делегаты отметили необходимость осуществления программ образования и подготовки по вопросам прав человека в контексте Повестки дня на период до 2030 года и увязки программ просвещения по правам человека с Целями в области устойчивого развития, с тем чтобы добиться взаимодополня-
A/HRC/35/6
10 GE.17-04856
емости и координации на всех уровнях. Министр образования Коста-Рики настоятельно призвала государства обеспечить сотрудничество с целью расши-рения возможностей появления новаторских идей и достижения Целей и заяви-ла, что правительство Коста-Рики привержено применению комплексного под-хода к достижению Целей, с тем чтобы объединить усилия местных и междуна-родных субъектов. Секретарь по вопросам прав человека Бразилии заявила, что образование в области прав человека имеет важнейшее значение для осуществ-ления Повестки дня на период до 2030 года, в которой предусмотрено обяза-тельство содействовать формированию свободных от социальных барьеров и справедливых обществ, и что международное сотрудничество является одним из ключевых элементов укрепления необходимого диалога между представите-лями глобальных, региональных и местных кругов. Представитель Европейско-го союза заявил, что образование в области прав человека имеет ключевое зна-чение для развития и для формирования свободных от социальных барьеров обществ, основанных на принципах широкого участия, социальной справедли-вости и солидарности. Глобальный альянс национальных правозащитных учреждений подчеркнул, что национальные правозащитные учреждения могут играть ключевую роль в процессах мониторинга и сбора данных, касающихся задачи 4.7 Целей в области устойчивого развития.
D. Образование и подготовка в области прав человека на национальном уровне
34. Делегаты обращали внимание на важное значение Декларации Организа-ции Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав челове-ка, в которой подтверждается обязанность государств содействовать распро-странению образования в области прав человека. Представители многих госу-дарств приводили примеры национальных инициатив и программ по просвеще-нию в области прав человека, в частности в рамках третьего этапа Всемирной программы образования по правам человека, который направлен на усиление учебной работы по правам человека в начальной и средней школах и в высших учебных заведениях; проведение подготовки по правам человека для учителей и педагогов, гражданских служащих, сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих; и содействие распространению программ подготовки в обла-сти прав человека на сотрудников СМИ и журналистов. Они подчеркнули, что все государства вместе с международным сообществом должны в полной мере воспользоваться возможностями, которые открывает третий этап Всемирной программы, и заявили о своей готовности обмениваться национальным опытом и инструментарием и оказывать помощь.
35. Представители многих государств рассказали о своем опыте, связанном с осуществлением национальных программ и инициатив по просвещению по во-просам прав человека в начальных и средних школах. Например, представители Эквадора, Индонезии, Кыргызстана, Парагвая, Конго, Российской Федерации, Швейцарии, Таиланда и Вьетнама отметили, что их правительства включили образование в области прав человека в свои школьные программы. Парагвай разработал Национальный план просвещения по вопросам прав человека, кото-рый предусматривает девятилетнюю стратегию реформирования системы госу-дарственного образования в стране. В Кыргызстане просвещение по вопросам прав человека начинается с дошкольного возраста в рамках программы под названием «Изучение среды обитания», которая позволяет всем детям получать «равные стартовые возможности в жизни» путем ознакомления их с их правами и обязанностями во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Эта ра-бота продолжается в средней школе по обязательной учебной программе, по-священной принципам и механизмам защиты прав человека. В Швейцарии обу-чение по вопросам устойчивого развития и прав человека включено в регио-нальные школьные программы. В рамках проекта «Наши права», разработанно-го правительством Словении и основанного на Конвенции о правах ребенка,
A/HRC/35/6
GE.17-04856 11
с 2005 года более 185 000 детей в 26 странах узнали о своих правах. Учебные материалы по этому проекту имеются в настоящее время на 22 языках.
36. В университетах Кыргызстана, Российской Федерации, Таиланда и Вьет-нама права человека были также включены в их учебные программы в качестве отдельного предмета, а также в качестве раздела таких предметов, как полито-логия, право, гуманитарные науки и курс гражданственности. В Кыргызстане вводный курс по правам человека является обязательным для тех, кто намерен работать в сфере образования. В соответствии с Национальным законом об об-разовании 1999 года в университетах Таиланда не только увеличилось количе-ство курсов по правам человека для студентов, но и были созданы научно-исследовательские центры по правам человека. В Российской Федерации Кон-сорциум вузов России при поддержке УВКПЧ предлагает магистерскую про-грамму по правам человека.
37. Представители ряда государств, включая Эквадор, Грецию, Кыргызстан, Конго, Российскую Федерацию и Катар, осветили программы подготовки по правам человека для гражданских служащих, сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. В Эквадоре курс по правам человека был включен в программу профессиональной подготовки для всех государственных служа-щих. Права человека являются одним из основных элементов обязательной профессиональной подготовки для гражданских служащих в Греции: для граж-данских служащих, занимающихся проблемами граждан третьих стран, прово-дится специальная подготовка по межкультурным вопросам, сотрудники поли-ции проходят подготовку по различным проблемам прав человека, в том числе по вопросам торговли людьми, борьбы с насилием в отношении женщин, ра-сизма, ксенофобии, пыток и использования персональных данных, а сотрудники пограничных служб должны проходить обязательную подготовку по правам че-ловека, особенно с учетом недавнего миграционного кризиса. В Индонезии четвертый Национальный план действий по правам человека на 2015–2019 годы способствовал включению вопросов прав человека в программу профессио-нальной подготовки сотрудников полиции и военнослужащих. В новой Консти-туции Конго 2015 года для групп, находящихся в уязвимом положении, преду-смотрены гарантии прав человека. Правительство ведет общественно-просветительскую деятельность и разработало программу укрепления потенци-ала сотрудников правоохранительных органов по вопросам прав человека таких групп, включая коренное население. В Кыргызстане подготовка по вопросам прав человека регулярно проводится для сотрудников правоохранительных и судебных органов, а также министерств и служб, непосредственно занимаю-щихся поощрением и защитой прав человека.
38. В отношении подготовки по вопросам прав человека для работников СМИ и журналистов, делегаты нескольких государств, включая Многонацио-нальное Государство Боливия, Таиланд и Вьетнам, отметили необходимость не только в обеспечении профессиональной подготовки по вопросам прав чело-века, но и в привлечении работников СМИ и журналистов к реализации про-грамм просвещения по вопросам прав человека, в частности к проведению кампаний по повышению уровня информационности населения. В Коста-Рике, например, средства массовой информации играют ключевую роль в успешном проведении среди населения информационно-пропагандистской кампании по борьбе с издевательствами в школе.
39. Несколько делегатов осветили инициативы, предпринятые их правитель-ствами в проведении исследований в области образования и подготовки по во-просам прав человека и в разработке и распространении соответствующих ре-сурсов и материалов. Например, в Аргентине было создано учреждение по пра-вам человека с целью разработки и распространения инструментов по укрепле-нию потенциала, включая материалы по правам человека для детей и молоде-жи; в Польше была создана онлайновая база учебных материалов по вопросам демократизации, прав человека и гражданского общества для учащихся и педа-гогов; а в Австралии Группа по региональным правовым ресурсам предостав-
A/HRC/35/6
12 GE.17-04856
ляет стратегическую консультационную помощь, техническую поддержку и услуги по профессиональной подготовке для островных государств Тихооке-анского региона по таким вопросам, как приоритеты в области прав человека и представление докладов договорным органам. Группа по ресурсам способство-вала устойчивой тенденции к укреплению культуры прав человека в Тихоокеан-ском регионе и оказала поддержку формированию корпуса правозащитников в рамках правительств и гражданского общества. В Катаре дохинский Центр Ор-ганизации Объединенных Наций по обучению и документации в области прав человека проводит подготовку по правам человека и мероприятия, связанные с документацией, в странах Западной Азии для различных сторон, включая граж-данских служащих, правоохранительные органы и национальные правозащит-ные учреждения.
40. Делегаты из Австралии, Ботсваны, Таиланда и Глобальный альянс наци-ональных правозащитных учреждений подчеркнули важную роль националь-ных правозащитных учреждений в содействии практической реализации стра-тегий и программ просвещения и профессиональной подготовки в области прав человека. Национальные правозащитные учреждения не только осуществляют соответствующие программы, но также способствуют координации и сотрудни-честву между различными заинтересованными сторонами, консультируют пар-ламентариев и руководящие органы системы образования, а также контролиру-ют осуществление программ просвещения по вопросам прав человека. Напри-мер, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации проводит исследования, готовит материалы, читает лекции в школах и высших учебных заведениях и организует конкурсы и конференции по различным правозащит-ным вопросам; Австралийская комиссия по правам человека осуществляет учебные программы по правам человека, направленные на искоренение дис-криминации и защиту прав меньшинств, и тем самым вносит вклад в усилия правительства по формированию культуры мира; а Министерство образования Дании предложило Датскому институту по вопросам прав человека стать глав-ным консультантом по вопросам проведения реформы системы образования, разработки учебных программ и просвещения в области прав человека. Этот Институт представил аналитический документ о положении дел в сфере обра-зования по вопросам прав человека в областях, охватываемых тремя этапами Всемирной программы образования в области прав человека, и наладил диалог с государственными органами, в результате которого вопросы прав человека были включены в учебную программу датских школ и программы подготовки преподавателей. Некоторые государства, такие как Гондурас, Марокко и Фи-липпины, успешно используют экспертный потенциал и независимую и страте-гическую роль национальных правозащитных учреждений в реализации учеб-ных программ по вопросам прав человека на национальном уровне.
41. Ряд делегатов обратили внимание на проблемы, связанные с осуществле-нием программ и инициатив по просвещению и профессиональной подготовке в области прав человека, включая отсутствие необходимых ресурсов для реали-зации этих программ, анализа их результатов и представления по ним докладов различным международным механизмам. В связи с этим члены дискуссионной группы отметили необходимость улучшения координации между различными заинтересованными сторонами, включая национальные правозащитные учре-ждения, организации гражданского общества и международные организации. Они также настоятельно призвали к тому, чтобы национальные обязательства, связанные с важной ролью образования в области прав человека, подкрепля-лись выделением достаточных ресурсов.
A/HRC/35/6
GE.17-04856 13
E. Международные и региональные усилия по распространению образования и подготовки в области прав человека
42. Несколько делегатов подчеркнули, что Декларация Организации Объеди-ненных Наций об образовании и подготовке в области прав человека, Всемир-ная программа образования в области прав человека и другие глобальные ини-циативы в области образования, кульминацией которых стала задача 4.7 По-вестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, отражают растущий в международном сообществе консенсус в отношении основополага-ющей роли образования в области прав человека в реализации всех прав чело-века. Они подчеркнули необходимость в региональном и международном со-трудничестве и в оказании помощи в этой сфере. Межправительственным орга-низациям, национальным правозащитным учреждениям, гражданскому обще-ству и другим соответствующим сторонам надлежит тесно сотрудничать друг с другом с целью максимально эффективного использования ресурсов, недопу-щения дублирования и обеспечения согласованности в осуществлении про-грамм просвещения по вопросам прав человека, в частности в контексте Все-мирной программы. Рабочая группа НПО по просвещению и обучению в обла-сти прав человека предложила укрепить существующую структуру с целью по-вышения синергетического эффекта инициатив системы Организации Объеди-ненных Наций, других межправительственны организаций и правительств.
43. Ряд делегатов отметили необходимость систематического включения ин-формации о прогрессе в сфере образования по вопросам прав человека на национальном уровне в доклады, представляемые договорным органам по пра-вам человека Организации Объединенных Наций и в связи с универсальным периодическим обзором. Они подчеркнули роль договорных органов, специ-альных процедур и универсального периодического обзора в поощрении и кри-тическом анализе национальных усилий в сфере образования и подготовки по вопросам прав человека и в вынесении соответствующих рекомендаций. Был также отмечен важный вклад организаций гражданского общества в работу этих механизмов в части, касающейся просвещения по вопросам прав человека.
44. Некоторые делегаты привлекли внимание к региональным документам и инициативам, касающимся образования в области прав человека. Совет Европы выразил свою твердую готовность взаимодействовать с международным сооб-ществом с целью обмена информацией и координации деятельности по вопро-сам образования в области прав человека, в частности в рамках своей Хартии о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека. Бамакская декларация Международной организации франко-язычных стран 2000 года представляет собой совместное обязательство по по-ощрению и укреплению прав человека, демократии и мира посредством соот-ветствующих образовательных и информационно-просветительских программ. В частности, эта Организация при поддержке Ассоциации национальных ко-миссий по правам человека франкоязычных стран разработала ряд ресурсов, включая пособие и онлайновый курс для преподавателей и педагогов в рамках своей инициативы «Вместе мы свободны», которая направлена на распростра-нение культуры прав человека, мира и терпимости среди молодежи. Представи-тель Европейского союза коснулся функционирования Европейского механизма содействия демократии и правам человека, который недавно призвал подавать заявки на предоставление помощи на общую сумму свыше 31 млн. евро для поддержки организаций гражданского общества, занимающихся защитой и по-ощрением прав человека и основных свобод во всем мире, в том числе посред-ством образования и профессиональной подготовки в области прав человека.
45. Некоторые делегаты с удовлетворением отметили работу по популяриза-ции образования и подготовки в области прав человека в Совете по правам че-ловека, которую осуществляет Платформа по вопросам образования и подго-товки в области прав человека – межрегиональная группа, в состав которой входят Бразилия, Италия, Коста-Рика, Марокко, Сенегал, Словения, Таиланд,
A/HRC/35/6
14 GE.17-04856
Филиппины и Швейцария. Была также отмечена деятельность УВКПЧ и ЮНЕСКО по поддержке реализации на национальном уровне программ про-свещения и профессиональной подготовки по вопросам прав человека.
V. Выводы
46. Обсуждение в рамках дискуссионной группы высокого уровня позво-лило провести анализ усилий по обеспечению образования и профессио-нальной подготовки в области прав человека и рассмотреть относящиеся к этому вопросы спустя пять лет после принятия Генеральной Ассамблеей Декларации Организации Объединенных Наций об образовании и подго-товке в области прав человека.
47. Все участники подчеркнули большую роль, которую в реализации прав человека играют образование и профессиональная подготовка в обла-сти прав человека, а также необходимость разработки педагогами и препо-давателями эффективных учебных методик, основанных на интерактив-ном общении, ориентированных на потребности обучаемых и конкретные действия и учитывающих различные культурные контексты.
48. Образование и профессиональная подготовка в области прав челове-ка представляют собой эффективную стратегию предупреждения и преодо-ления нынешних глобальных проблем, включая воинствующий экстре-мизм и конфликты, поскольку она предусматривает решения, отвечающие стандартам защиты прав человека. В этой связи первостепенное внимание следует уделять подготовке работников СМИ и молодежи.
49. Принятие Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, в которой в качестве задачи 4.7 предусмотрено конкретное положение об образовании в области прав человека, придает импульс дальнейшему развитию образования в области прав человека в соответ-ствии с Декларацией Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека и другими существующими глобаль-ными планами действий, включая Всемирную программу образования в области прав человека, координируемую УВКПЧ, и программу ЮНЕСКО «Воспитание в духе глобальной гражданственности», а также работе дру-гих межправительственных органов, касающейся таких документов, как Рекомендация ЮНЕСКО 1974 года о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод и международные договоры по правам человека. Необходимо содействовать достижению синергизма в деятельно-сти, осуществляемой на национальном и международном уровнях.
50. Опыт, которым поделились участники дискуссии, вывел на первый план ценность и необходимость тесного сотрудничества и координации между национальными субъектами, такими как государственные ведом-ства, национальные правозащитные учреждения и гражданское общество, включая неправительственные организации, научные круги, средства мас-совой информации и частный сектор.
51. В своих заключительных замечаниях модератор заявила, что обсуж-дение в ходе дискуссии позволило пролить свет на впечатляющие успехи, достигнутые в образовании и профессиональной подготовке по вопросам прав человека со времени принятия Декларации Организации Объединен-ных Наций об образовании и подготовке в области прав человека. Она с удо-влетворением отметила приверженность всех участников совершенствова-нию деятельности по осуществлению программ просвещения и подготовки по вопросам прав человека на национальном, региональном и междуна-родном уровнях.

-----------------------------------------

Организация Объединенных Наций A/RES/66/137
Генеральная Ассамблея Distr.: General
16 February 2012
Шестьдесят шестая сессия
Пункт 64 повестки дня
11-46706
*1146706*
Просьба отправить на вторичную переработку ♲
Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 19 декабря 2011 года
[по докладу Третьего комитета (A/66/457)]
66/137. Декларация Организации Объединенных Наций
об образовании и подготовке в области прав человека
Генеральная Ассамблея,
приветствуя принятие Советом по правам человека в его резолюции 16/1
от 23 марта 2011 года 1 Декларации Организации Объединенных Наций об
образовании и подготовке в области прав человека,
1. принимает Декларацию Организации Объединенных Наций об
образовании и подготовке в области прав человека, содержащуюся в
приложении к настоящей резолюции;
2. предлагает правительствам, учреждениям и организациям системы
Организации Объединенных Наций и межправительственным и
неправительственным организациям активизировать свои усилия по
распространению Декларации и содействию ее всеобщему уважению и
пониманию и просит Генерального секретаря включить текст Декларации в
следующее издание сборника «Права человека: сборник международных
договоров».
89-e пленарное заседание,
19 декабря 2011 года
Приложение
Декларация Организации Объединенных Наций об образовании
и подготовке в области прав человека
Генеральная Ассамблея,
вновь подтверждая цели и принципы Устава Организации Объединенных
Наций, касающиеся поощрения и стимулирования уважения ко всем правам
человека и основным свободам всех лиц, без различия расы, пола, языка и
религии,
_______________
1 См. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, шестьдесят шестая сессия, Дополнение № 53
(А/66/53), глава I.
A/RES/66/137
2
вновь подтверждая также, что каждый человек и каждый орган
общества должен стремиться путем просвещения и образования содействовать
уважению прав человека и основных свобод,
вновь подтверждая далее, что каждый человек имеет право на
образование и что образование должно быть направлено на всестороннее
развитие человеческой личности и чувства достоинства, давать возможность
всем лицам быть полезными участниками свободного общества и
способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми
нациями и всеми расовыми, этническими или религиозными группами, а также
содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по
поддержанию мира и безопасности и поощрению развития и прав человека,
вновь подтверждая, что государства в соответствии с Всеобщей
декларацией прав человека 2 , Международным пактом об экономических,
социальных и культурных правах3 и другими международными договорами по
правам человека обязаны обеспечивать, чтобы образование было направлено
на укрепление уважения прав человека и основных свобод,
признавая основополагающее значение вклада образования и подготовки
по правам человека в поощрение, защиту и эффективное осуществление всех
прав человека,
вновь подтверждая сформулированный на Всемирной конференции по
правам человека в Вене в 1993 году призыв ко всем государствам и
учреждениям включать вопросы прав человека, гуманитарного права,
демократии и верховенства закона в программы всех учебных заведений и
заявление о том, что образование в области прав человека должно включать
вопросы обеспечения мира, демократии, развития и социальной
справедливости, как об этом говорится в международных и региональных
договорах по правам человека, ради достижения общего понимания и
осведомленности в интересах укрепления всеобщей приверженности правам
человека4,
ссылаясь на Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года, в
котором главы государств и правительств поддержали усилия по развитию
просвещения и обучения в области прав человека на всех уровнях, в том числе
путем реализации Всемирной программы образования в области прав
человека, и призвали все государства развивать направленные на это
инициативы5,
руководствуясь стремлением подать международному сообществу
мощный сигнал к активизации всех усилий, связанных с образованием и
подготовкой по правам человека, за счет коллективной приверженности всех
заинтересованных сторон,
заявляет следующее:
_______________
2 Резолюция 217 А (III).
3 См. резолюцию 2200 А (XXI), приложение.
4 См. A/CONF.157/24 (Part I), глава III, раздел II.D, пункты 79 и 80.
5 См. резолюцию 60/1, пункт 131.
A/RES/66/137
3
Статья 1
1. Каждый человек имеет право знать, запрашивать и получать информацию
обо всех правах человека и основных свободах и должен иметь доступ к
образованию и подготовке в области прав человека.
2. Образование и подготовка по правам человека имеют существенное
значение для поощрения всеобщего уважения и соблюдения всех прав человека
и основных свобод всех лиц в соответствии с принципами универсальности,
неделимости и взаимозависимости прав человека.
3. Эффективное осуществление всех прав человека, в частности права на
образование и доступ к информации, обеспечивает возможность доступа к
образованию и подготовке по правам человека.
Статья 2
1. Образование и подготовка в области прав человека охватывают все виды
воспитательной, профессионально-образовательной, информационной,
просветительской и учебной деятельности, направленной на поощрение
всеобщего уважения и соблюдения всех прав человека и основных свобод и,
следовательно, способствующей, среди прочего, предотвращению нарушений
прав человека и злоупотреблений ими благодаря формированию у
индивидуумов соответствующих знаний, умений и представлений и
посредством развития их способностей и поведения с целью обеспечения для
них возможности вносить свой вклад в создание и поощрение универсальной
культуры прав человека.
2. Образование и подготовка в области прав человека охватывают:
а) образование по правам человека, которое включает в себя
обеспечение знания и понимания норм и принципов прав человека, лежащих в
их основе ценностей и механизмов их защиты;
b) образование через посредство прав человека, которое включает в
себя учение и преподавание такими методами, при которых уважаются права
как преподавателей, так и обучаемых;
с) образование во имя прав человека, которое включает в себя
наделение индивидуумов возможностями пользоваться своими правами и
осуществлять их, а также уважать и поддерживать права других.
Статья 3
1. Образование и подготовка в области прав человека — это процесс,
продолжающийся на протяжении всей жизни и касающийся всех возрастов.
2. Образование и подготовка в области прав человека касаются всех слоев
общества на всех уровнях, включая дошкольное, начальное, среднее и высшее
образование, и предоставляются, когда это возможно, с учетом академической
свободы, охватывая при этом все формы образования, подготовки и обучения,
будь то в государственном или частном, формальном, информальном или
неформальном контексте. Они включают, среди прочего, профессиональную
подготовку, в особенности подготовку инструкторов, преподавателей и
государственных должностных лиц, непрерывное образование, просвещение
населения, а также общественно-информационную и разъяснительную
деятельность.
A/RES/66/137
4
3. В образовании и подготовке по правам человека должны использоваться
языки и методы, подходящие для адресных групп, с учетом их конкретных
потребностей и условий, в которых они находятся.
Статья 4
В основе образования и подготовки в области прав человека должны
лежать принципы Всеобщей декларации прав человека и соответствующих
договоров и документов в интересах:
а) повышения уровня знания, понимания и приятия универсальных
правозащитных норм и принципов, а также гарантий на международном,
региональном и национальном уровнях в целях защиты прав человека и
основных свобод;
b) развития универсальной культуры прав человека, при наличии
которой каждый человек сознает свои права и обязанности по отношению к
правам других, и в целях содействия развитию человека как ответственного
члена свободного, мирного, плюралистического и инклюзивного общества;
с) достижения эффективной реализации всех прав человека и
поощрения терпимости, недискриминации и равенства;
d) обеспечения равных возможностей для всех посредством
предоставления доступа к качественным образованию и подготовке по правам
человека без какой бы то ни было дискриминации;
е) содействия предотвращению нарушений прав человека и
злоупотреблений ими и борьбе со всеми формами дискриминации, расизма,
стереотипизации и подстрекательства к ненависти и с вредоносными
настроениями и лежащими в их основе предрассудками, равно как и их
искоренению.
Статья 5
1. Образование и подготовка в области прав человека, предоставляемые будь
то государственными или частными субъектами, должны основываться на
принципах равенства, в частности между девочками и мальчиками и между
женщинами и мужчинами, человеческого достоинства, интеграции и
недискриминации.
2. Образование и подготовка в области прав человека должны быть
доступными и предоставляться всем людям, а также учитывать особые
проблемы и трудности, потребности и ожидания лиц, находящихся в уязвимом
и неблагоприятном положении, и соответствующих групп, включая инвалидов,
с тем чтобы содействовать расширению прав и возможностей и развитию
человека и способствовать устранению причин социальной изоляции или
маргинализации, равно как и обеспечивать каждому человеку возможность
реализовать свои права во всей их совокупности.
3. Образование и подготовка в области прав человека должны охватывать и
обогащать, а также иметь в качестве вдохновляющего начала все многообразие
цивилизаций, религий, культур и традиций различных стран, каким оно нашло
отражение в универсальности прав человека.
4. Образование и подготовка в области прав человека должны учитывать
различные экономические, социальные и культурные условия, содействуя в то
A/RES/66/137
5
же время развитию местных инициатив в интересах поощрения чувства
сопричастности к общей цели — осуществлению всех прав человека для всех.
Статья 6
1. В процессе образования и подготовки по правам человека следует
пользоваться преимуществами новых информационно-коммуникационных
технологий и средств информации и применять их в целях поощрения всех
прав человека и основных свобод.
2. Нужно поощрять искусство как средство подготовки кадров и повышения
осведомленности в области прав человека.
Статья 7
1. Государства и, когда уместно, соответствующие правительственные
органы несут главную ответственность за продвижение и обеспечение
образования и подготовки в области прав человека в процессе их развития и
осуществления в духе широкого участия, открытости и ответственности.
2. Государствам для вовлечения гражданского общества, частного сектора и
других соответствующих субъектов в процесс образования и подготовки по
правам человека следует создавать безопасные и благоприятные условия, в
которых будет обеспечена полная защита прав человека и основных свобод
всех, в том числе тех, кто вовлечен в этот процесс.
3. Государствам следует принимать меры в индивидуальном порядке и с
использованием международной помощи и сотрудничества для обеспечения в
максимальных пределах имеющихся у них ресурсов постепенного внедрения
образования и подготовки по правам человека путем применения надлежащих
средств, включая принятие законодательных и административных мер и
политики.
4. Государства и, когда уместно, соответствующие правительственные
органы должны обеспечивать адекватную подготовку в области прав человека
и в соответствующих случаях в сфере международного гуманитарного права и
международного уголовного права для государственных должностных лиц,
гражданских служащих, судей, сотрудников правоохранительных органов и
военнослужащих, а также содействовать адекватной подготовке по правам
человека преподавателей, инструкторов и других представителей
педагогических специальностей, а также персонала частных структур,
действующего от имени государства.
Статья 8
1. Государствам следует вести разработку или содействовать разработке на
соответствующем уровне стратегий и политики и, когда целесообразно, планов
и программ действий для внедрения образования и подготовки по правам
человека, например посредством их включения в программы школьного и
профессионального образования. При этом им следует принимать во внимание
Всемирную программу образования в области прав человека и конкретные
национальные и местные потребности и приоритеты.
2. В разработку, осуществление и оценку таких стратегий, планов действий,
политики и программ, а также в связанные с ними последующие действия
следует вовлекать все соответствующие заинтересованные стороны, включая
частный сектор, гражданское общество и национальные правозащитные
A/RES/66/137
6
учреждения, содействуя в соответствующих случаях реализации
многосторонних инициатив.
Статья 9
Государствам следует содействовать созданию, развитию и укреплению
эффективных и независимых национальных правозащитных учреждений в
соответствии с Принципами, касающимися статуса национальных учреждений,
занимающихся поощрением и защитой прав человека («Парижские
принципы»)6, признавая, что национальные правозащитные учреждения могут
играть важную и в том числе, когда это необходимо, координирующую роль в
продвижении образования и подготовки по правам человека, в частности,
путем повышения уровня осведомленности и посредством мобилизации
соответствующих государственных и частных субъектов.
Статья 10
1. Различные субъекты общества, включая, в частности, образовательные
учреждения, средства информации, семьи, местные сообщества, учреждения
гражданского общества, в том числе неправительственные организации,
правозащитники и частный сектор, должны играть важную роль в
продвижении и обеспечении образования и подготовки в области прав
человека.
2. Учреждениям гражданского общества, частному сектору и другим
соответствующим заинтересованным субъектам рекомендуется обеспечивать
надлежащее образование и подготовку в области прав человека для своего
штатного и внештатного персонала.
Статья 11
Организации Объединенных Наций и международным и региональным
организациям следует предоставлять образование и подготовку по правам
человека своему гражданскому, а также военному и полицейскому персоналу,
работающему под их руководством.
Статья 12
1. Международное сотрудничество на всех уровнях должно поддерживать и
подкреплять национальные усилия по осуществлению образования и
подготовки в области прав человека, в том числе, когда это возможно, на
местном уровне.
2. Более эффективному осуществлению образования и подготовки по правам
человека могут способствовать дополнительные скоординированные усилия на
международном, региональном, национальном и местном уровнях.
3. Следует стимулировать добровольное финансирование проектов и
инициатив в области образования и подготовки по правам человека.
_______________
6 Резолюция 48/134, приложение.
A/RES/66/137
7
Статья 13
1. Международные и региональные правозащитные механизмы должны в
рамках их соответствующих мандатов учитывать в своей работе образование и
подготовку по правам человека.
2. Государствам рекомендуется включать, когда это целесообразно, в свои
доклады для соответствующих правозащитных механизмов информацию о
мерах, принятых ими в области образования и подготовки по правам человека.
Статья 14
Государствам следует принимать соответствующие меры для обеспечения
эффективного выполнения настоящей Декларации и осуществления
последующих действий в связи с ней, а также выделять на это необходимые
ресурсы.


------------------------------------------


GE.11-12480 (R) 120411 120411
Совет по правам человека
Шестнадцатая сессия
Пункт 3 повестки дня
Поощрение и защита всех прав человека,
гражданских, политических, экономических,
социальных и культурных прав, включая
право на развитие
Резолюция, принятая Советом по правам человека*
16/1
Декларация Организации Объединенных Наций об
образовании и подготовке в области прав человека
Совет по правам человека,
признавая работу Консультативного комитета Совета по правам человека,
проделанную для подготовки проекта декларации об образовании и подготовке
в области прав человека в соответствии с просьбой Совета по правам человека,
содержащейся в его резолюции 6/10 от 28 сентября 2007 года,
ссылаясь на резолюцию 13/15 Совета от 25 марта 2010 года, в которой он
постановил создать межправительственную рабочую группу открытого состава,
которой было бы поручено обсудить, доработать и представить Совету проект
декларации Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в
области прав человека на основе проекта, представленного Консультативным
комитетом,
приветствуя доклад Рабочей группы открытого состава по проекту дек-
ларации Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в об-
ласти прав человека (A/HRC/WG.9/1/3) и решение препроводить проект декла-
рации Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в об-
ласти прав человека Совету для его рассмотрения,
1. принимает Декларацию Организации Объединенных Наций об об-
разовании и подготовке в области прав человека, содержащуюся в приложении
к настоящей резолюции;
* Государство, не являющееся членом Совета по правам человека.
Организация Объединенных Наций A/HRC/RES/16/1
Генеральная Ассамблея Distr.: General
8 April 2011
Russian
Original: English
A/HRC/RES/16/1
2 GE.11-12480
2. рекомендует Генеральной Ассамблее в соответствии с пунктом 5 с)
ее резолюции 60/251 от 15 марта 2006 года принять следующий проект резолю-
ции:
"Генеральная Ассамблея,
приветствует принятие Советом по правам человека в его резо-
люции 16/1 от 23 марта 2011 года Декларации Организации Объединен-
ных Наций об образовании и подготовке в области прав человека,
1. принимает Декларацию Организации Объединенных Наций
об образовании и подготовке в области прав человека, содержащуюся в
приложении к настоящей резолюции;
2. предлагает правительствам, учреждениям и организациям
системы Организации Объединенных Наций и межправительственным и
неправительственным организациям активизировать свои усилия по рас-
пространению Декларации и содействию ее всеобщему уважению и по-
ниманию и просит Генерального секретаря включить текст Декларации в
следующее издание сборника "Права человека: сборник международных
договоров".
44-е заседание
23 марта 2011 года
[Принята без голосования]
A/HRC/RES/16/1
GE.11-12480 3
Приложение
Декларация Организации Объединенных Наций об
образовании и подготовке в области прав человека
Генеральная Ассамблея,
вновь подтверждая цели и принципы Устава Организации Объединен-
ных Наций, касающиеся поощрения и стимулирования уважения ко всем пра-
вам человека и основным свободам всех лиц, без различия расы, пола, языка и
религии,
вновь подтверждая также, что каждый человек и каждый орган обще-
ства должен стремиться путем просвещения и образования содействовать ува-
жению прав человека и основных свобод,
вновь подтверждая далее, что каждый человек имеет право на образова-
ние и что образование должно быть направлено на всестороннее развитие чело-
веческой личности и чувства достоинства, давать возможность всем лицам быть
полезными участниками свободного общества и способствовать взаимопонима-
нию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этниче-
скими или религиозными группами, а также содействовать деятельности Орга-
низации Объединенных Наций по поддержанию мира и безопасности и поощ-
рению развития и прав человека,
вновь подтверждая, что государства в соответствии с Всеобщей декла-
рацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных
и культурных правах и другими международными договорами по правам чело-
века обязаны обеспечивать, чтобы образование было направлено на укрепление
уважения прав человека и основных свобод,
признавая основополагающее значение вклада образования и подготовки
по правам человека в поощрение, защиту и эффективное осуществление всех
прав человека,
подтверждая призыв Всемирной конференции по правам человека* ко
всем государствам и учреждениям включать вопросы прав человека, гумани-
тарного права, демократии и верховенства закона в программы всех учебных
заведений, который был сформулирован ее участниками во время ее проведения
в Вене в 1993 году, и заявляя, что образование в области прав человека должно
включать вопросы обеспечения мира, демократии, развития и социальной спра-
ведливости, как об этом говорится в международных и региональных договорах
по правам человека, ради достижения общего понимания и осведомленности в
интересах укрепления всеобщей приверженности правам человека,
ссылаясь на Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года†, в кото-
ром главы государств и правительств поддержали усилия по развитию просве-
щения и обучения в области прав человека на всех уровнях, в том числе путем
реализации Всемирной программы образования в области прав человека, и при-
звали все государства развивать направленные на это инициативы,
* A/CONF.157/24 (Часть I), глава II, пункт 79.
† Резолюция 60/1 Генеральной Ассамблеи.
A/HRC/RES/16/1
4 GE.11-12480
руководствуясь стремлением подать международному сообществу мощ-
ный сигнал к активизации всех усилий, связанных с образованием и подготов-
кой по правам человека, за счет коллективной приверженности всех заинтере-
сованных сторон,
заявляет следующее:
Статья 1
1. Каждый человек имеет право знать, запрашивать и получать информацию
обо всех правах человека и основных свободах и должен иметь доступ к обра-
зованию и подготовке в области прав человека.
2. Образование и подготовка по правам человека имеют существенное зна-
чение для поощрения всеобщего уважения и соблюдения всех прав человека и
основных свобод всех лиц в соответствии с принципами универсальности, не-
делимости и взаимозависимости прав человека.
3. Эффективное осуществление всех прав человека, в частности права на
образование и доступ к информации, обеспечивает возможность доступа к об-
разованию и подготовке по правам человека.
Статья 2
1. Образование и подготовка в области прав человека охватывают все виды
воспитательной, профессионально-образовательной, информационной, просве-
тительской и учебной деятельности, направленной на поощрение всеобщего
уважения и соблюдения всех прав человека и основных свобод и, следователь-
но, способствующей, среди прочего, предотвращению нарушений прав челове-
ка и злоупотреблений ими благодаря формированию у индивидуумов соответ-
ствующих знаний, умений и представлений и посредством развития их способ-
ностей и поведения с целью обеспечения для них возможности вносить свой
вклад в создание и поощрение универсальной культуры прав человека.
2. Образование и подготовка в области прав человека охватывают образова-
ние:
а) по правам человека, которое включает в себя обеспечение знания и
понимания норм и принципов прав человека, лежащих в их основе ценностей и
механизмов их защиты;
b) через посредство прав человека, которое включает в себя учение и
преподавание такими методами, при которых уважаются права как преподава-
телей, так и обучаемых;
с) во имя прав человека, которое включает в себя наделение индиви-
дуумов возможностями пользоваться своими правами и осуществлять их, а
также уважать и поддерживать права других.
Статья 3
1. Образование и подготовка в области прав человека − это процесс, про-
должающийся на протяжении всей жизни и касающийся всех возрастов.
2. Образование и подготовка в области прав человека касаются всех слоев
общества на всех уровнях, включая дошкольное, начальное, среднее и высшее
образование, и предоставляются, когда это возможно, с учетом академической
свободы, охватывая при этом все формы образования, подготовки и обучения,
будь то в государственном или частном, формальном, информальном или не-
формальном контексте. Они включают, среди прочего, профессиональную под-
A/HRC/RES/16/1
GE.11-12480 5
готовку, в особенности подготовку инструкторов, преподавателей и государст-
венных должностных лиц, непрерывное образование, просвещение населения, а
также общественно-информационную и разъяснительную деятельность.
3. В образовании и подготовке по правам человека должны использоваться
языки и методы, подходящие для адресных групп, с учетом их конкретных по-
требностей и условий, в которых они находятся.
Статья 4
В основе образования и подготовки в области прав человека должны ле-
жать принципы Всеобщей декларации прав человека и соответствующих дого-
воров и документов в интересах:
а) повышения уровня знания, понимания и приятия универсальных
правозащитных норм и принципов, а также гарантий на международном, ре-
гиональном и национальном уровнях в целях защиты прав человека и основных
свобод;
b) развития универсальной культуры прав человека, при наличии ко-
торой каждый человек сознает свои права и обязанности по отношению к пра-
вам других, и в целях содействия развитию человека как ответственного члена
свободного, мирного, плюралистического и инклюзивного общества;
с) достижения эффективной реализации всех прав человека и поощ-
рения терпимости, недискриминации и равенства;
d) обеспечения равных возможностей для всех посредством предос-
тавления доступа к качественным образованию и подготовке по правам челове-
ка без какой бы то ни было дискриминации;
е) содействия предотвращению нарушений прав человека и злоупот-
реблений ими и борьбе со всеми формами дискриминации, расизма, стереоти-
пизации и подстрекательства к ненависти и с вредоносными настроениями и
лежащими в их основе предрассудками, равно как и их искоренению.
Статья 5
1. Образование и подготовка в области прав человека, предоставляемые
будь то государственными или частными субъектами, должны основываться на
принципах равенства, человеческого достоинства, интеграции и недискримина-
ции, в частности равенства между девочками и мальчиками и между женщина-
ми и мужчинами.
2. Образование и подготовка в области прав человека должны быть доступ-
ными и предоставляться всем людям, а также учитывать особые проблемы и
трудности, потребности и ожидания лиц, находящихся в уязвимом и неблаго-
приятном положении, и соответствующих групп, включая инвалидов, с тем
чтобы содействовать расширению прав и возможностей и развитию человека и
способствовать устранению причин социальной изоляции или маргинализации,
равно как и обеспечивать каждому человеку возможность реализовать свои
права во всей их совокупности.
3. Образование и подготовка в области прав человека должны охватывать и
обогащать, а также иметь в качестве вдохновляющего начала все многообразие
цивилизаций, религий, культур и традиций различных стран, каким оно нашло
отражение в универсальности прав человека.
A/HRC/RES/16/1
6 GE.11-12480
4. Образование и подготовка в области прав человека должны учитывать
различные экономические, социальные и культурные условия, содействуя в то
же время развитию местных инициатив в интересах поощрения чувства сопри-
частности к общей цели − осуществлению всех прав человека для всех.
Статья 6
1. В процессе образования и подготовки по правам человека следует поль-
зоваться преимуществами новых информационно-коммуникационных техноло-
гий и средств информации и применять их в целях поощрения всех прав чело-
века и основных свобод.
2. Нужно поощрять искусство как средство подготовки кадров и повышения
осведомленности в области прав человека.
Статья 7
1. Государства и, когда уместно, соответствующие правительственные орга-
ны несут главную ответственность за продвижение и обеспечение образования
и подготовки в области прав человека в процессе их развития и осуществления
в духе широкого участия, открытости и ответственности.
2. Государствам следует создавать для вовлечения гражданского общества,
частного сектора и других соответствующих субъектов в процесс образования и
подготовки по правам человека безопасные и благоприятные условия, в кото-
рых будет обеспечена полная защита прав человека и основных свобод всех, в
том числе тех, кто вовлечен в этот процесс.
3. Государствам следует принимать меры в индивидуальном порядке и с ис-
пользованием международной помощи и сотрудничества для обеспечения в
максимальных пределах имеющихся у них ресурсов, постепенного внедрения
образования и подготовки по правам человека путем применения надлежащих
средств, включая принятие законодательных и административных мер и поли-
тики.
4. Государства и, когда уместно, соответствующие правительственные орга-
ны должны обеспечивать адекватную подготовку в области прав человека и в
соответствующих случаях в сфере международного гуманитарного права и ме-
ждународного уголовного права для государственных должностных лиц, граж-
данских служащих, судей, сотрудников правоохранительных органов и военно-
служащих, а также содействовать адекватной подготовке по правам человека
преподавателей, инструкторов и других представителей педагогических специ-
альностей, а также персонала частных структур, действующего от имени госу-
дарства.
Статья 8
1. Государствам следует вести разработку или содействовать разработке на
соответствующем уровне стратегий и политики и, когда целесообразно, планов
и программ действий для внедрения образования и подготовки по правам чело-
века, например посредством их включения в программы школьного и профес-
сионального образования. При этом им следует принимать во внимание Все-
мирную программу образования в области прав человека и конкретные нацио-
нальные и местные потребности и приоритеты.
2. В разработку, осуществление и оценку таких стратегий, планов действий,
политики и программ, а также в связанные с ними последующие действия сле-
дует вовлекать все соответствующие заинтересованные стороны, включая част-
ный сектор, гражданское общество и национальные правозащитные учрежде-
A/HRC/RES/16/1
GE.11-12480 7
ния, содействуя в соответствующих случаях реализации многосторонних ини-
циатив.
Статья 9
Государствам следует содействовать созданию, развитию и укреплению
эффективных и независимых национальных правозащитных учреждений в со-
ответствии с Парижскими принципами, признавая, что национальные правоза-
щитные учреждения могут играть важную и в том числе, когда это необходимо,
координирующую роль в продвижении образования и подготовки по правам че-
ловека, в частности, путем повышения уровня осведомленности и посредством
мобилизации соответствующих государственных и частных субъектов.
Статья 10
1. Различные субъекты общества, включая, в частности, образовательные
учреждения, средства информации, семьи, местные сообщества, учреждения
гражданского общества, в том числе неправительственные организации, право-
защитники и частный сектор, должны играть важную роль в продвижении и
обеспечении образования и подготовки в области прав человека.
2. Учреждениям гражданского общества, частному сектору и другим соот-
ветствующим заинтересованным субъектам рекомендуется обеспечивать над-
лежащее образование и подготовку в области прав человека для своего штатно-
го и внештатного персонала.
Статья 11
Организации Объединенных Наций и международным и региональным
организациям следует предоставлять образование и подготовку по правам чело-
века своему гражданскому, а также военному и полицейскому персоналу, рабо-
тающему под их руководством.
Статья 12
1. Международное сотрудничество на всех уровнях должно поддерживать и
подкреплять национальные усилия по осуществлению образования и подготов-
ки в области прав человека, в том числе, когда это возможно, на местном уров-
не.
2. Более эффективному осуществлению образования и подготовки по пра-
вам человека могут способствовать дополнительные скоординированные уси-
лия на международном, региональном, национальном и местном уровнях.
3. Следует стимулировать добровольное финансирование проектов и ини-
циатив в области образования и подготовки по правам человека.
Статья 13
1. Международные и региональные правозащитные механизмы должны в
рамках их соответствующих мандатов учитывать в своей работе образование и
подготовку по правам человека.
2. Государствам рекомендуется включать, когда это целесообразно, в свои
доклады для соответствующих правозащитных механизмов информацию о ме-
рах, принятых ими в области образования и подготовки по правам человека.
A/HRC/RES/16/1
8 GE.11-12480
Статья 14
Государствам следует принимать соответствующие меры для обеспечения
эффективного выполнения настоящей Декларации и осуществления последую-
щих действий в связи с ней, а также выделять на это необходимые ресурсы.